Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Никогда не ездил на дорожных шинах, не знаю. Но подозреваю что не хуже чем не пойми какие дорожные.
    Касательно трения качения колеса размеры обода и шины играют главную роль.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Чем шоссейные слики с 8 атм давлением конечно хуже.
    Ниже жёсткость неузких шин со сжатым воздухом при меньшем его давлении, больше трение качения колёс на них.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Среди одноуровневых, чудес нет: ровная дорожка качения дорожных шин катит плавнее, чем отдельно натыканные кнобы.
    Нежёсткое колесо из-за немалых деформаций при качении спотыкается само за себя.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Ключевое слово - плавнее: это основа наката.
    Работа силы трения качения определяется затратами энергии на деформации колеса.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    От темпа, думаю, зависит. Вполне можно универсально покатыватся на 15-20кмч на одном веле, везде.
    20 км для чела, который выезжает на велике НЕ только в летний отпуск - это пофиг на чем проехать, вжух, не успеешь вкурить, на чем ехал (в том числе, пофиг какая трансмиссия)). Нас интересует хотя бы 40-50 км безостановочного плеча
    Повышенное трение качения колёс даст о себе знать через десятки километров, не говоря за сотни.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    "Дорожные шины" по-моему все дешёвые
    Жёсткость шины с воздухом определяюща относительно трения качения колеса.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Дорожные шины если и не похожи на слики, то имеют широкие элементы протектора, разделенные лишь узкими "водоотводными канавками".
    А вот сплошная дорожка качения на оффроад шинах - это глюк, по определению. Да, есть такие (выше я приводил в пример картинку со швальба ленд крузерами): это дорожные шины, которые не сильно застрянут в песке или в предсказуемой грязи. Но при активных маневрах на оффроаде, сплошная дорожка качения обязательно подбросит немало удивительных свиней райдеру)) Проверено не раз с разными подобными шинами.
    Применение неузкой шины ведёт к повышению коэффициента трения качения колеса, высота протектора вторична. 
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    А без сплошной дорожки, будет пусть незаметный райдеру, но зуд (зуд логично мешает катить), без вариантов, даже если соотношение плотности компаунда\формы кнобов очень правильное.
    Торчащие на центральной части шины кнобы снижают её жёсткость, и, соответственно, колеса.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    "Дорожка качения" есть как раз на нормальных КК шинах, к которым и упомянутое saguaro относится.
    Ширина шины влияет, на узкой коэффициент трения качения колеса будет меньше.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    И тем более, въехать в горку нам помогает изначальная скорость, что была перед горкой - это тоже какбэ дает ощущение, что начать заезжать легче, чем слезть и двинуться пешком
    Трение качения колёс при движении в гору повышается, тем сильнее, чем больше оно на равнине.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что колесо, имеющее меньшее значение коэффициента сопротивления качению на равнине, имеет и меньший прирост потерь за счёт работы силы трения на подъёме по сравнению с колесом, больше сопротивляющемуся качению.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12041
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    А спутниковкские шины 622х32 - ха, не смешите мое внедорожье, оно вообще по деревне не катило, его даже Орленки по проселку, а тем более по лесу, обгоняли)).
    На асфальте тоже так получалось, меньшее трение качения колёс второго велосипеда из-за отличающихся ободьев,- у Туриста коробчатые немалой внутренней глубины, Орлёнка, наоборот, типа ласточка, малой.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    С колёсами Орлёнка Салюте без проблем проезжал полторы сотни километров в день, на Туристе же сначала, по причине непривычно сравнительно тяжёлого хода, сложно было и пятьдесят преодолеть.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Трение качения колёс Орлёнка меньшим было, за счёт внутренне неглубоких ободьев типа "ласточка".
    Эт` ладно. Но и Салют обгонял, а у Салюта были обода как у Спутника)
    Колёса Салюта 24" проигрывали таковым Орлёнка касательно трения качения, но выигрывали у 28" за счёт большей жёсткости из-за меньшего объёма воздуха в их шинах.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Рамы виноваты.
    Относительно ходовых качеств велосипеда главные колёса, роль рамы сводится к распределению весовой нагрузки на них, от чего зависит их суммарное трение качения.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    это та же классика-классика, с вытекающими френдли возможностями на грунтах, и даром что шины узкие - все равно катют)
    Меньше энергии терялось и на твёрдой ровной поверхности колёсами Орлёнка, по сравнению с таковыми Туриста.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Если бы, то у меня Спутники не исчезли бы из конюшни раньше Салютов. И до сих пор, сознательным выбором по результатам наката по деревням, дожил бы Спутник и\или СШ на колесах от Спутника, а не Сура-5 У меня был не один Спутник и не один СШ, но все они проиграли дорожным рамам: по результатам сравнений, мультиспидные трансмиссии перекочевывали на дорожные рамы (и был бубен с перекочевыванием тормозов)), и тогда становилось мне хорошо
    Малый коэффициент трения качения быть должен у заднего колеса, так как на него в раме Старт- шоссе, меньше Спутника, приходится ощутимо больше весовая нагрузка, относительно переднего.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Кстате, Украина - не самые лучшие рамы. ПВЗ накатистее. ММВЗ тоже накатистые, но уже почти круизеры по гео)
    Влияет весовая нагрузка на колёса велосипеда, и чем она равномернее, тем меньше сумма их сил трения качения.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    На шоссейных этих же велосипедах ездили такую дисциплину, как велокросс.
    Колёса на трубках применялись, жёстче клинчерных, за счёт ободьев малой внутренней глубины.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    на трубках
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    Туристовские шины
    По трению качения колёс отличие в пользу первых, сильно меньшее оно у них.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Ога, колеса 29х~2,2 прокручивать легче, чем колеса с резиной 622x40.
    Уже шины, ниже трение качения колёс на них, меньшая сила тяги требуется для движения с той же скоростью.