Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    екущая 28 раздражает, что (у меня) зазоры по этой погоде засоряются и начинают неприятно шаркать.
    Лежит пара рубино 25мм - попробовать поставить что ли, посмотреть оно как по грязям.
    На нормальном асфальте трение качения колёс уменьшиться должно.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    где-то проскакивала инфа, что 28мм - уже стандарт и есть тенденция еще увеличить, и новых сетах зазоры это позволяют.
    Текущая 28 раздражает, что (у меня) зазоры по этой погоде засоряются и начинают неприятно шаркать.
    Лежит пара рубино 25мм - попробовать поставить что ли, посмотреть оно как по грязям.
    Это для желающих что-то купить новое... И чтоб расширить покупательскую аудиторию. И чтоб у беспокойных и познающих был выбор. И это здорово... Какую ширину выбрать, каждый решает сам. Главное, чтоб было из чего выбирать... Вот когда на первый план выходят амбиции. А я хочу напомнить что мы во флудилке с уклоном на околоспортивное шоссе, а не поездки на городских велосипедах в дождь. Для таких откровений есть куча других тем на форуме... Так вот, когда амбиции, то уже начинаешь понимать на какой резине ты будешь быстрее на старте. Производители предлагают, а ты располагаешь...
    Быстрее, при той же мощности силы тяги, будет ехать велосипед на колёсах с шинами поуже.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    Cейчас и 30 используют вовсю
    Обод внутренне пошире меньшей глубины нужен для предотвращения повышения трения качения колеса.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    И зазоры небось достаточные, чтоб грязь с дороги сама (под своим весом) отваливалась на кочках, а не набивалась в щелочки.
    Да не в этой ветке про грязь в щелочках! Сколько можно? Средку давай. На 25-й столько-то , на 30-й столько.И ссылки на протоколы. Что тут языком мелить?
    Качение колёс на неузких шинах немалыми потерями энергии сопровождается.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    соответствующие зазоры.
    Не действенны колёса с неузкими шинами на узких ободьях при качении по ровным твёрдым покрытиям.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Угрюмый Дальнобойщик Посмотреть сообщение
    максимальная защита
    Утолщение центральной части шины снижает её жёсткость, повышает коэффициент трения качения колеса.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от *васаби* Посмотреть сообщение
    они и отличия норм вилисапеда от ашана не замечают
    На ходовые качества велосипеда влияют потери энергии в системе "колесо- дорога".
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    в принципе у меня больше гравийных дорог
    Колёса по жёсткости подбираются под условия эксплуатации, преимущественные.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    вообще цельное карбоновое колесо сделать без покрышки
    Шина нужна для оптимизации жёсткости колеса под конкретные дорожные условия, без неё оно чрезмерно жёсткое, даже на шоссе или треке.
    Оптимизация предполагает достижение минимально возможного значения коэффициента трения качения колеса.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...e=142#comments
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    Зазоры у современных конечно не чета классическим.
    Не нужны гоночным велосипедам на неузких шинах колёса, энергозатратны они.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vasily75 Посмотреть сообщение
    Масса покрышки - 460 грамм, зато забыл о проколах.
    Важно, чтобы применяемые обод и шина содействовали снижению коэффициента трения качения колеса.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от pelm Посмотреть сообщение
    у них и компаунд пластиковый
    Относительно трения качения колеса жёсткость пневмошины влиятельна.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от pelm Посмотреть сообщение
    По мокрому я бы ездил очень аккуратно на них.
    Материал, из которого шина изготовлена, на трение скольжения влияет.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Раньше мтв был какбэ полноценным великом, в том числе должен был по шоссе долго и нудно быстро ехать (при накатистых шинках если тем более)).
    Крайне маловероятно такое, с неузкими шинами на узких ободьях колёса теряют немало энергии при качении.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Гравийник со слишком толстыми покрышками и изогнутым, излишне широким рулем создает ассоциацию с буйволом. Такой мощный вид, излишняя брутальность, размашистость конснтрукции. не знаю, как такой по ходовым качествам.
    На ровной твёрдой поверхности не очень, из-за широких шин.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    верх очень мягкий
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    боковина наоборот жесткая
    Чем жёстче боковые стенки и центральная часть шины в направлении действия деформирующей силы, тем меньше коэффициент трения качения колеса.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    пыльники
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Затирают так, что жрут часть наката
    Малы на это потери энергии, по сравнению с таковыми в системе "колесо- дорога".
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Вот только вчера снова сравнивал ГП5000 и ультраспорты 3. ХЗ, ГПшки настолько клёвые или ультрики настолько дно, но разница реально как между шоссейником и МТБ!
    Жёсткость шины со сжатым воздухом, зависящая от его давления, её самой, обода, на который она установлена, детерминирует трение качения колеса.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Поищите резину за 200р. Вообще все вопросы отпадут
    Колёса на шинах с жёсткими боковыми стенками и центральной частью нормально катятся.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    + 3км к средке в 27…
    Здоровья не прибавят, или лавров
    В подобных иных условиях ниже затраты энергии при езде на велосипеде с колёсами, имеющими меньшее трение качения.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Тут сам бог велел нормальную резину поставить . Просто я ожидал небольшую прибавку к накату, а вышла пропасть! Т.е. всё, о чём нам врала пропаганда, оказалось правдой .
    Жёстче новые пневмошины в накачанном состоянии оказались.