Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    На стыки плитки подвеска не влияет никак
    Колёса с шинами влияют.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    "шина со встроенным амортизатором"(с)
    Быть должно, колесо на ней с повышенным коэффициентом трения качения из-за меньшей жёсткости.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    каждый видит что-то  свое 

    было два аспекта — скорость и комфорт 

    и у меня это на подвесе - пиволете. На стыки плитки подвеска не влияет никак
    Если ехать 30+ то влияет.
    Немалая мощность силы тяги нужна, чтобы ездить на подвесе, неузкие шины имеющем, с такой скоростью.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от craz Посмотреть сообщение
    мягче
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    жестче
    Жёсткость или коэффициент упругости тела зависит от его размеров, модуля Юнга материала, из которого оно изготовлено, для пневматической шины определяемого избыточным давлением сжатого воздуха в ней.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Воздух в шине условно можно рассматривать как набор радиальных пружин, каждая из которых представляет упругое тело с площадью основания S, зависящую от внутренней ширины обода, и высотой h, модуль Юнга E которого равен давлению в ней, а жёсткость к= (ES)/h. При уменьшении ширины обода или увеличении размера покрышки уменьшается отношение S/h и, соответственно, жёсткость. Предполагается, что величина деформации x подчиняется закону Гука, и, при одной и той же величине деформирующей силы F и меньшей жёсткости, она будет больше x= F/k. А чем больше деформация покрышки, тем больше потери энергии на работу упругих сил. Боковые стенки шины образуют с содержащимся в ней воздухом параллельно соединённые пружины, а эта система с её центральной дорожкой- последовательно.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019#comments
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Никогда выше 4,3 ничего не качал. Тем более толстые бублики: при толщине 2,4" уже пофиг, 3 бара там или 4 с хвостиком: при трех сильные неровности в жопу стучат чуть мягче, но катит эта разница давлений одинаково.
    На неузкой шине относительно нежёстким получается колесо, увеличение давления сжатого воздуха в ней слабо его жёсткость повышает. 
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    А вот 3 или 4 бара на 1,75" - это нефиговая разница в накате.
    Жёсткость колеса в данном случае сильнее возрастает с увеличением давления сжатого воздуха, коэффициент трения качения уменьшается.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    не надо путать характеристики конструкции с характеристикой материала из которого она сделана
    Упругие свойства первых определяет жёсткость, вторых модуль Юнга.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Шорканье шариков не влияет на ресурс, но ухудшает накат. Люфт улучшает накат, но снижает ресурс.
    Трение качения в системе "колесо- дорога" намного большее, чем во втулке.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    И запасные еще лежат в коробочке 23 мм.
    Применение узкой шины ведёт к понижению коэффициента трения качения колеса на ровных твёрдых покрытиях.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от pelm Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    700x38 Maxxis Rambler в вилку лезет легко
    Зачем в ПШ этот зубастый ужас?
    Не действенны на шоссе колёса с неузкими шинами, не сликами к тому же.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    способность шин выдерживать превышение давления без риска взорваться
    Возрастает давление сжатого воздуха в локальной области деформации пневматической шины, не перераспределяясь равномерно по всей площади поверхности полости, занимаемой им.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Давление находящегося в шине воздуха на обод будет несколько большим в области её контакта с дорогой за счёт действия внешних сил, которые создают дополнительное давление,- обод локально деформируется, натяжение близлежащих спиц ослабевает; при данных условиях закон Паскаля не применим, так как нельзя пренебречь сжимаемостью воздуха.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019#comments
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    откуда взятся миф о волшебных свойствах стальных рам
    Часто у таких велосипедов равномернее весовая нагрузка на колёса, что содействует сокращению их суммарного трения качения.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Значения коэффициента трения качения самих по себе колёс также выходят меньшими, если применяются шины поуже.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от el_cane Посмотреть сообщение
    Особенно если не «у меня кривая», а «тут у нас у каждого второго кривая».
    Возможно, это происходит по причине установки шины на внутренне узкий, относительно её ширины, обод.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Давно было, из личного опыта,- одна и та же шина, 40-622, на обод 622-25 устанавливалась ровно, 622-20 криво, боковые биения имела при вращении колеса.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    нужна упругость, а не тупо жесткость
    Жёсткость, коэффициент упругости есть одна и та же физическая величина, определяется из закона Гука, k= F/x, характеризует упругие деформации тел. 
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jambozzy Посмотреть сообщение
    а она у каждого второго кривая?
    Может, у тех, кто шину применяет на чрезмерно узком ободе, и трение качения колеса, к тому же, повышенным будет.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    осталось рельсы вспомнить
    Прогибаются под действием весовой нагрузки: Влияния жесткости подрельсового основания на сопротивление движению подвижного состава, https://elibrary.ru/item.asp?id=47311432.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Скорее всего там реально меньше трясёт)
    Меньше энергии на подскоки запасают жёсткие конструкции.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Zay4ek Посмотреть сообщение
    Решил поменять покрышку на более накастистую
    Коэффициент трения качения колеса зависит как от используемой шины, так и его обода.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments