Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Подогнали мне погонять какую-то Витторию с железным кордом на 25 мм. То, что резине меньше года и трещины по бокам, а еще она яйцом и на станке усилие возрастает в определенном положении - это мелочи. Надо же на чем-то ездить пока новая резина идет. Накачал 0.8 МПа и поехал. Вел просто летит, если сравнивать с 28мм и 0.6 МПа. Это я только заднее колесо заменил. Еще заметил, что пропала вибрация при торможении задним колесом на скоростях выше 50 км/ч. Я думал, что причина в биении обода, а оказалось, такой эффект давала предыдущая резина.
    Колесо стало жёстче, уменьшился его коэффициент трения качения, исчезли вибрации.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Замена шины переднего колеса менее ощутимо скажется, потому что на него приходится меньшая весовая нагрузка.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от domyos218 Посмотреть сообщение
    пешком в подъём - не стыдно
    Повышается трение качения колёс велосипеда при движении в гору.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    По сравнению с движением по равнине, величина силы трения при езде в 10% гору возрастает на 13,5% для переднего колеса и 14,8% для заднего, при спуске- уменьшается соответственно на 13,8% и 14,7%. Получается, что колесо, имеющее меньшее значение коэффициента сопротивления качению на равнине, имеет и меньший прирост потерь за счёт работы силы трения на подъёме по сравнению с колесом, больше сопротивляющемуся качению.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12041
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    На ровной твёрдой поверхности ниже коэффициент трения качения колеса с шиной поуже и большим давлением воздуха в ней.
    Спасибо КЭП Хотя, я теперь не уверен в том, что это всем очевидно.
    И по ощущениям заметно, и численными значениями физических величин, характеризующих трение качения колеса, подтверждается.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от smash Посмотреть сообщение
    Интересное сравнение зубастой резины и сликов (на MTB) на бетонном покрытии аэродрома:
    https://www.youtube.com/watch?v=tkTap0x7o-A
    Много факторов влияют на трение качения колёс, в том числе и жёсткость боковых стенок шин.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Если при средней скорости движения 19,4 км/ч мощность силы тяги равна 159 Вт, то для 30,0 км/ч она составит 588 Вт.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    И в другом примере: 20,7 км/ч- 162 Вт,  30,0 км/ч- 493 Вт.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Посоветовали спрашивающему больше трениться, а не надеяться на чудо)
    Колёса велосипеда крайне важны, из-за них возможны повышенные потери энергии при езде.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Злой Бонифаций Посмотреть сообщение
    Хреново будет катить.
    Больше давление воздуха в шине, меньше коэффициент трения качения колеса на твёрдом ровном покрытии.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    легкая, супер накатистая
    Коэффициент трения качения колеса не помешало бы знать, часто его значения различаются для иных с одинаковыми шинами.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 1975 Посмотреть сообщение
    бесподобны по накату
    Колесо с меньшим трением качения на одном виде покрытия может иметь большее на другом.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 1975 Посмотреть сообщение
    по накату близки?
    Цитата Сообщение от 1975 Посмотреть сообщение
    тесты какие?
    На трение качения колеса с конкретной шиной влияют и внутренние размеры обода, такие, как глубина, ширина.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Интересно как изменятся ощущения с новой резиной, если значения потерь почти в 2 раза меньше чем у старой.
    Отличия в трении качения колёс ощущаются, на скорости выше больше.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Чем больше коэффициент трения качения колеса на малой скорости, тем существеннее его рост с её увеличением.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от ShyWorm Посмотреть сообщение
    если не катаешь со средней 35+..
    Похоже, ты путаешь качение и аэродинамику.
    Зависимость мощности сил трения качения и лобового сопротивления от скорости движения кубическая.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Зависимости мощности силы трения качения колеса от скорости, нагружающей массы представляют собой кубические функции.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ShyWorm Посмотреть сообщение
    будет разница на 20км/ч???
    Будет, скажется в заездах на длинные дистанции.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    покрышки поуже да накачивали побольше для наката
    Тем самым повышали жёсткость колёс.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    обода пошире, покрышки потолще и давление поменьше
    При этом жёсткость колёс часто сопоставима с предыдущим случаем за счёт внутренне неузких ободьев малой глубины.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Sland77 Посмотреть сообщение
    качаю по максимуму что написан на покрышке)).
    Выше жёсткость колеса, меньше коэффициент трения качения.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    40 мм покрышки влезают
    Не действенны на них колёса шоссейного велосипеда, сравнительно много энергии теряют при качении.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    если катать в удовольствие нет никакой разницы какая покрышка, главное чтоб она было нормальной
    Нормальная шина помогать должна достижению минимальных значений коэффициента трения качения колеса в преимущественных условиях эксплуатации.