18.09.2014 в 23:09 (2883 Просмотров)
День 13-й. Пробег примерно 115 км.
В этот день дожди снова отступили, и мы решили покататься последний раз. Мне было по пути с другими участниками, но я сам хотел проехать больше и поэтому уехал раньше всех. На выезде из города на дороге были сплошные лужи, и в одной из них лежал велосипедный насос такой же как у меня. Мой уже как-то сработался, поэтому я подобрал его. Скоро я въехал в Гырлыпш - центр гурлыпшского района. Там я хотел посмотреть небольшую достопримечательность - башню Смецкого и свернул к морю. Сначала я заехал в какой-то ничего не представляющий поселок, но после первого моста через реку я снова свернул с трассы и добрался до цели. Она находится у полуразрушенного дома отдыха Агудзера и стала как бы частью двухэтажного летнего кафе. По местной легенде Смецкой построил для исцеления своей жены. Только выглядит она какой-то обломанной или обгрызенной. Что с ней такое сделали? У нее наверху обычные архитектурные зубцы, но выглядят так неровно, как будто какой-то динозавр взял и отломал ее верхнюю часть.


Сам поселок выглядит неплохо, несмотря на некоторые заброшенные здания туристической инфраструктуры.


Дальше по шоссе я увидел большую стелу, указывающую на аэропорт и решил посмотреть, что он собой представляет. Проезжая под железной дорогой, я увидел рекламное объявление о полетах над Абхазией. Значит, в туристических целях аэропорт как-то используется. Он все-таки действующий. Когда я подъехал к самому аэропорту, увидел хорошо отремонтированное, но пустое здание. На заборе висели надписи о том, что это зона таможенного контроля, а справа разительно отличающиеся от основного здания корпуса для получения багажа, не действующие много лет.


Рядом был пост охраны с сотрудниками милиции, я подъехал и заговорил с ними. Милиционер сказал, что аэропорт восстанавливается и скоро будет принимать рейсы из России. Не будь у Абхазии непонятного международного статуса, он был бы не менее оживленным, чем аэропорт Кишинев. Пока здесь летают кукурузники как в туристических, так и в хозяйственных целях. Где они садятся кроме аэропорта, пока для меня загадка. Я сказал, что еду к горячим источникам и спросил, как мне лучше выехать. Он сказал, что здесь тоже есть такой источник и показал, где могу его найти. Я никуда не торопился, а наоборот чувствовал себя исследователем и решил его найти. Заехал на берег и расспросил местного рыбака, он мне рассказал дорогу подробно. Я нашел его в селе Бабушара, давшем название аэропорту. Главным ориентиром является пруд, от него нужно ехать к морю по главной улице поселка, а потом свернуть налево по указателю. Рядом с источником находится конюшня. Это источник самой интересной формы благодаря небольшому напору воды. Представляет собой причудливую горку из сульфидов - солей сероводородной кислоты. Посещение платное, но в этот раз он был закрыт. Однако, ограждение во многих местах повреждено или отсутствует, поэтому я свободно зашел и сфотографировал его.





После этого я поехал дальше, к следующему горячему ключу в Кындыг. По шоссе я конечно пересек самую полноводную реку Абхазии Кодор.


Через 20 минут я въехал в Кындыг и свернул по указателю к источнику. Сначала я увидел большое горячее озеро с вырывающимися из каких-то коричневых сопел струями. Потом я въехал на территорию и заплатил 100 рублей за входной билет. Внутри к забору были приставлены велосипеды, и я понял, что это приехали мои ребята и пристегнул к ним свой. Мне сказали, что они приехали минут пять назад. Вот так состыковались! Я спустился вниз и увидел их купающимися в лечебной грязи, а Денис сторожил вещи. Я сразу разделся и присоединился к ребятам. Грязью можно обмазаться минут на 15, потом обмыться под струей и искупаться в бассейне. После бассейна можно лечь на лавку под массажную струю. На этом процедура заканчивается.




Надо было пообедать. Мои товарищи взяли с собой немного продуктов, а я решил сходить в кафе, но кроме шашлыка там ничего серьезного не было, поэтому я съел два пирога. Я хотел показать ребятам башню крепости и сначала по ошибке повел их к берегу. В этом месте был высокий земляной обрыв. Вид красивый.


Мужики, приехавшие на машине, сказали, что поворот на крепость находится на трассе, и надо на нее возвращаться.
Мы проехали по трассе заявленные 5 км, но ничего похожего не обнаружили, только еще один поворот на другой горячий источник. Потом доехали до поста ДПС и спросили, где там башня крепости. Гайцы изучили карту и сказали, что этой башней была виденная нами на дороге водокачка. Есть более интересная крепость дальше, в селе Илор. Сначала надо доехать до Очамчиры, а потом еще и за нее заехать. Видя, сколько уже времени, наши ребята решили туда не ехать, сама же Очамчира была интересна одному мне, поэтому они поехали домой и пожелали мне не изловчиться настолько, чтобы проскочить грузинскую границу. Но до нее было еще палкой не добросить.
Я проехал последние 7 км и увидел последний в Колхидской долине горячий источник. Он никак не использовался, просто бил из земли рядом с дорогой.

Потом я свернул направо и, переехав через пригорок, стал спускаться к морю. Недалеко от переезда стоял товарный поезд. Железная дорога хоть и не сильно загруженная, но все же действует. На обратном пути я его уже не видел. Значит, он не стоял годами, а действительно только что проехал. Потом я въехал в прибрежную часть города. На самом въезде стояла старая скульптура. Разрушенная туристическая инфраструктура производила гнетущее впечатление запустения. Когда-то это был большой и цветущий курорт, такой же как Гагра, Пицунда или Гудаута. Тем не менее пляж не был пустым, на нем загорали и купались отдыхающие. На набережной работало одно единственное кафе. Вдоль берега стояло также много пустых частных домов. Много трехэтажных пустующих зданий неизвестного назначения я обнаружил и в центре города у колеса обозрения, которое также не действовало много лет.










На центральной улице, по которой можно проехать весь город, я увидел пятиэтажки. Их очень немного, в основном город состоит из частных домов. Весьма прилично выглядит дом культуры и портрет команданте Владислава Ардзинбы, возглавлявшего освободительную войну и ставшего первым президентом Абхазии.


Между тем, на мысе в западном пригороде виднелся недавно построенный курорт, выглядящий издалека очень хорошо. Именно там расположен хороший четырехзвездочный отель, в котором ребята отказались ночевать. Новое сторить легче, чем восстанавливать старое.
В честь покорения Черного моря я решил поесть в кафе в видом на море и вернулся на начало набережной. Я заказал копченого мяса и картофеля-фри. Ждать мамалыгу пришлось бы долго. Порция была настолько большой, что я объелся. В кафе ф видел русских отдыхающих, значит этот город, несмотря на такую разруху, тоже посещаем туристами. Только искупаться на крайней точке побережья Абхазии было уже некогда, и я поехал в Сухум. Дорога была уже не такой хорошей, как на участке Адлер-Сухум, так как основной грузовой трафик идет именно из России в Столицу. С Грузией у Абхазии нет никаких экономических отношений нет, поэтому ездят одни легковушки, и для них хорошую дорогу делать не надо. Да и ветер дул в бок довольно сильно. Поэтому топить со всей дури как-то не получалось. Я приехал, когда начались сумерки, и сразу последовало предложение выпить за покорение Черного моря. Хотя без небольшого крымско-украинского куска это все равно равно не полный рекорд. Но когда я это соберусь и соберусь ли вообще - неизвестно.

Для того, чтобы отметить, я взял в столовой бутылку белого вина. Но стоило выпить по одной порции, как все отказались пить дальше. Надо было сначала попробовать, а потом брать. Оно слишком сладкое и терпкое. Тогда на второй тост мы выпили коньяка. После этого я постирал свою велоодежду и собрал большую часть своих вещей. Завтра ехать домой. Погостили и хватит.